Для студента КГУ фейки о коронавирусе стали предметом научного исследования

2020-10-29 16:24:50

10 советов, как отличить фейк от правды, от студента-журналиста Александра Юдина!

В Курганском государственном университете многие студенты увлечены научно-исследовательской работой. Они — студенческая научная элита вуза и Курганской области. В феврале 2020 года мы открыли рубрику «Студенты в науке» и начали рассказывать о научных интересах и достижениях учащихся КГУ.

Этот материал о научной деятельности студента кафедры журналистики и медиакоммуникаций Гуманитарного института КГУ Александра Юдина.

С первого года обучения в университете Александр занимается научно-исследовательской работой по профилю «СМИ и массовые коммуникации». Его интересует, каков сейчас, в эпоху интернетизации, потенциал влияния СМИ. Способны ли люди верифицировать поступающую информацию. Если да – то какой процент населения.

Александр является автором научных работ «Эпидемии как основа для мифологизации в СМИ (на примере вспышки лихорадки Эбола в Западной Африке в 2014-2016 гг.)», «Проблема медиабезопасности населения в период пандемии COVID-19» под руководством к.ф.н., доцента Ильиных Д.Г.

— Вообще, тема фейков в настоящее время – популярная, я бы даже сказал – «заезженная». Но актуальности это ей не убавляет, — говорит Александр. —Мы живем в эпоху невиданного прогресса. Генная инженерия вышла на новый уровень, медицина развивается так, как предполагали фантасты еще 10-20 лет назад, в мозг уже записывают/перезаписывают воспоминания и т.д. Развитие технологий открыло доступ к информации широким массам. Она стала одним из основных ресурсов человечества. Но информационное общество, совершенствуясь и развиваясь, к сожалению, идёт не в направлении снижения угроз, а, напротив, к их возрастанию, т.к. в условиях непрерывного потока информации увеличивается количество фейков, а универсальных решений, которые могли бы обеспечить аудиторию только качественным контентом, или специальных программ, способных отличить «fake news» не существует, — объясняет Александр, почему начал изучать тему.

По словам Александра, несколько лет назад во многом благодаря журналистам локальная вспышка вируса лихорадки Эбола (пусть и смертельного) приобрела статус пандемии XXI века.

Ситуация с пандемией COVID-19 тоже интересна для изучения:

— Посмотрите, что происходило этой весной. Огромное количество недостоверной информации самого разного толка, абсурдные предположения о возникновении патогена COVID-19. Забавно, в 2014-2016 гг. популярным было слово «эболанойя» (от слов Эбола + паранойя), так вот в 2020 году нас всех неожиданно поразила другая болезнь – «инфодемия». Эпидемия информационного пространства, когда быстрее самого вируса распространяются домыслы, сплетни, странные методы лечения и невероятные способы защиты. Кстати, 2 февраля этого года термин появился в отчёте Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), — предлагает задуматься Александр.

Во время исследовательской деятельности Александр вывел основные правила для работы с информацией.

Вот его главные рекомендации:

1. Важно понимать, что или кто стоит за информацией. Как правило, фейки ссылаются на анонимных лиц либо вообще ни на кого не ссылаются;

2. Обращайте внимание на язык и стилистику текста. Новость – это факты, обилие эмоционально окрашенной лексики — это почти всегда основание для перепроверки сведений. Если вас запугивают рассказами о влиянии 5G-интернета на распространение коронавируса – это повод для сомнений;

3. Если в новости присутствует эксперт – проверяйте его надежность, поищите информацию о нем;

4. Не доверяйте массовым рассылкам панических сообщений в мессенджерах или соцсетях. Весной, в разгар пандемии, родительские чаты стали удобной площадкой для фейковых вбросов;

5. Всегда сопоставляйте полученную информацию. Посмотрите, что о событии пишут в других СМИ;

6. Дождитесь развития сюжета. Если материал опубликован только в одном источнике (или все ссылаются исключительно на него), проследите, как эта тема будет освещаться дальше;

7. Если поводом для новости является фото или видео – всегда проверяйте материал по поиску. Зачастую фейки могут быть проиллюстрированы снимками/видео, которые вообще не имеют отношения к событию;

8. Критически относитесь к сказанному соседями, знакомыми или родственниками;

9. Важно проверить, кто именно опубликовал или запостил новость. Иногда для распространения фейков специально создаются копии сайтов, страниц известных СМИ.

10. Тщательно подбирайте источники, из которых вы получаете информацию. Узнайте, как давно существует СМИ, какой репутацией пользуется, есть ли факты, когда издание ловили на лжи, на недостоверной информации.

Александр призвал всех быть внимательнее к информации:

— Будьте осторожны, критически осмысливайте то, что вам описывают в СМИ или в соцсетях. Помните, что распространение ложной информации карается законом, о чем говорится в статье 207.1 УК РФ ).