Top.Mail.Ru
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Приемная комиссия

+7 (3522) 65-30-30

Научная работа студентки: как газеты формировали интерес к археологии у жителей Зауралья

Научная работа студентки: как газеты формировали интерес к археологии у жителей Зауралья

Археологи КГУ найдут место для раскопок, где угодно… даже в газетах.

Студентка гуманитарного института София Епанчинцева проводит комплексное исследование роли региональной периодической печати Зауралья — от середины XIX до конца XX века — в формировании интереса широкой публики к археологии.

Студентка говорит, что газеты позволяют рассмотреть, как формировались взгляды широких слоёв населения на археологию. В ходе исследования она проанализировала три ключевых газеты региона за период, охватывающий 144 года. Но работа ещё не завершена.


В планах — расширение хронологических рамок за счёт периода 1994–2020-х гг. Это позволит студентке проследить эволюцию археологической темы в постсоветский и цифровой периоды. Также ею запланирована работа над созданием цикла научно-популярных публикаций для социальных сетей, где материалы из архивных газет будут адаптированы под современные форматы коммуникации.


София поделилась с нами интересными фактами из своего исследования.

«Пермские» и «Тобольские губернские ведомости» (1850-1890)

В этих изданиях София обнаружила первые системные публикации краеведов-энтузиастов.

Статьи А. Зырянова, опубликованные в газетах «Пермские губернские ведомости» с 1859 г., содержат данные о древних городищах, известных этому краеведу в пределах современных Далматовского, Шадринского, Каргапольского округов.

В 1873 г. в семи выпусках газеты «Тобольские губернские ведомости» была опубликована работа Р. Игнатьева «Памятники древностей в Курганском округе Тобольской губернии», где приведены описания более 60 памятников древней истории Зауралья.

К. Голодников исследовал в области исторические места под Тобольском. В течение десятилетий он проводил раскопки, что позволило ему собрать археологические артефакты, которые нашли отражение в Тобольских губернских ведомостях.

— Археология в дореволюционный период существовала как краеведческая поэтика в рамках «неофициальной части» газет. Авторы не ограничивались сухой фиксацией координат и размеров памятника. Напротив, они стремились передать атмосферу, значимость и эмоциональную ценность находки, —рассказывает София.
Студентка поясняет, что краеведческая поэтика — это не отклонение от науки, а её адаптация к условиям отсутствия институциональной поддержки. В эпоху, когда археология ещё не оформилась как дисциплина на Урале и в Зауралье, именно через образный, личностный, порой даже патриотически окрашенный язык, краеведы обеспечивали выживание интереса к древности, превращая случайные находки в элементы общей исторической памяти.


Красный Курган» (1920–1959)

Изучая публикации об археологии в этом издании, София констатирует переход от объявлений о любительских находках к освещению научной экспедиционной деятельности.

В 1924 году в №22 появилось сообщение: «С притоками в р. Тобол и его притоку крестьяне находят кости огромной величины. Все найденные кости просят сдавать в музей для записи изучения местного края».

В следующем году, в 1925 году, была зафиксирована обратная связь: в музей Куртамыша поступило «много зубов акулы, найденных в окрестностях», что подтверждает, что призывы работали.

Особенно яркий случай находка колхозника Павла Шадрина в 1949 году: он обнаружил в реке Ичкино череп мамонта весом 200 кг, и об этом рассказали в газете.

Кстати, зауральцы и гости региона могут посмотреть на этот череп!  Более 70 лет он хранится в Курганском областном краеведческом музее, сейчас он выставлен в зале природы.

Уже в 1946 году, в №147, вышла статья В. Бирюкова о раскопках Замараевского селища под руководством К. Сальникова и Е. Берса с участием шести студентов. Это была одна из первых публикаций после долгого перерыва и символ возрождения археологической деятельности в Зауралье.

Газета не ограничивалась локальной повесткой: регулярно публиковались материалы о всесоюзных и международных раскопках — в Татарии, Новгороде, Фанагории, на Колыме, а также о находках в Баку и даже о деятельности «американских археологических пиратов в Мексике» (1959). Такая широта тем позволяла формировать у читателя не только региональное, но и глобальное археологическое сознание.

Таким образом газета становится связующим звеном между археологической наукой и обществом, особенно в 1946–1950-е, когда возрождается интерес к древности после перерыва 1930-х.


«Советское Зауралье» (1959–1994)

София отмечает, что на этот период приходится пик популяризации археологии в регионе. 476 публикаций, включая 189 статей в 1970-е, то есть каждая 16-я газета писала об археологии.

Газета становится не просто каналом трансляции, но платформой научной коммуникации: регулярно публикуются ученые М. Мозин, Т. Потемкина, М. Вохменцев, С. Шилов — с методиками, интерпретациями, заботой о сохранности памятников.

Только в 1990-е наблюдается резкий спад (19 статей за 5 лет), но личная инициатива учёных, их заинтересованность в газетных материалах остается.

Круг проблем, с которыми обращались к читателям ученые.

Можно выделить два устойчивых круга проблем, с которыми выступали авторы-учёные и краеведы в газетах.

  • Угроза утраты памятников - «время не ждёт». Это главная тревога, прослеживаемая во всех периодах.

К примеру, в 1860–1880-е авторы пишут о том, что курганы «исчезают под сохой», «разбираются на строительство домов и мостов», «раскапываются без записи».

В1928 г. Бортвин публикует в «Красном Кургане» призыв сохранить памятники Курганского округа в условиях, когда музей только формируется, а финансирование отсутствует. В 1961 г. Т. Потемкина пишет: «Заглядывая в глубь веков… мы обязаны передать это будущим поколениям».

  • Необходимость научной грамотности населения: «наука должна жить в народе». Учёные не просто делились находками — они формировали отношение к науке.

Telegram_logo