Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Приемная комиссия

+7 (3522) 65-30-30

Денис Маслюженко выступил на международной археологической школе «Истоки урбанизации Северной Азии»

Денис Маслюженко выступил на международной археологической школе «Истоки урбанизации Северной Азии»

Директор гуманитарного института Курганского государственного университета, кандидат исторических наук Денис Маслюженко прочитал лекцию на Молодежной полевой археологической школе с международным участием «Истоки урбанизации Северной Азии». Она в эти дни проходит в Шатровском районе Курганской области.


— Школа посвящена процессам урбанизации — появлению протогородских и городских поселений, проблемам внутреннего устройства этих поселений, взаимоотношениям города и соседней сельской местности, формированию городского населения, городских ремесел и так далее, а также тому, как изучать эти процессы с точки зрения археологии, в чем специфика археологических исследований подобных памятников, — рассказал Денис Маслюженко.

G8fnxCge7SE (1).jpg


Мероприятие организовали Тюменский государственный университет, Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова при поддержке фонда «История Отечества». Участники школы — студенты 1-3 курсов Тюмени и Казахстана, лекторы — ученые из России и Казахстана.


В первый лекционный день ученые обсуждали вопросы изучения урбанизации Западной Сибири эпохи Средневековья — периода, где есть возможность привлекать для исследования археологические данные, данные письменных и картографических памятников, а также то, как из разных видов источников с помощью синтеза, извлекать общую информацию и делать выводы о становлении городов.


J_hGOLHKb_w (1).jpg


Денис Маслюженко прочитал лекцию на тему: «Чинги-Тура и ее статус в истории Тюменского ханства: возможности археологических, картографических и письменных источников».


— Чинги-Тура располагалась на территории современной Тюмени. Она была основана где-то в конце X века как одно из городищ угорского населения, а в конце XIII века это городище, видимо, в силу хорошего расположения на трансконтинентальных торговых путях стало местом расположения администрации Золотой Орды. Затем в середине XIV века она стала одним из крупнейших местных политических центров, что и сделало ее 1430 году столицей Тюменского ханства. Мы можем проследить переход от небольшого укрепленного поселения местных угров к административному центру Золотой Орды, постепенное усиление политической роли и становление на этой территории именно столицы Тюменского ханства, то есть процесс именно урбанизации как таковой от крепости к реальному городу. Синтез разных видов исторических источников позволяет понять, как происходили эти процессы, — объясняет выбор темы для лекции Денис Маслюженко.

Он добавляет, что при отдельном изучении разных типов источников у исследователей возникает много противоречий, а некоторые предположения и вовсе нельзя подтвердить.


— Например, картографы считают, что Чинги-Тура уже отражалась на картах 1360-1370-х годов, но это скорее дань исторической традиции, поскольку новое прочтение самих карт, соотнесение их с письменными источниками показывает, что это заблуждение. Только в последние 10 лет, когда были проведены археологические исследования, и когда были получены радиоуглеродные даты по этапам застройки Чинги-Туры, появилась возможность соотнести этапы застройки с процессами, которые мы видим в исторической литературе, и с картами соответствующих периодов, — приводит пример ученый.

IZQ-APDKI7M (1).jpg


Соотнесение археологических и исторических источников позволяет точнее понять связь политических процессов, происходивших в Чинги-Туре, и изменение городской застройки:


— В 1270-80-х годах происходит становление пушного пути. В связи с этим Золотой Орде было необходимо организовать административную власть, которая бы контролировала наиболее крупные торговые центры и контролировала бы сбор в них пушнины и в рамках местных налогообложения и торговли. В результате в 1280-е годы в Чинги-Туре резко меняется застройка. Предшествующие дома, характерные для угров, исчезают, появляются дома почти в несколько раз больше по размеру и совсем с другой архитектурой, характерной больше как раз для городских центров Золотой орды. Археологи видят этот момент, но не понимают, почему это произошло, а историки знают, что было становление пушного пути, но не понимают, как это отразилось конкретно в Чинги-Туре.

Денис Маслюженко добавляет, что такая наглядная демонстрация важности привлечения разных видов исторических источников при проведении исследований, будет полезной начинающим исследователям в их научной работе.


PacyFeuN6CE (1).jpg