Кургандормаш в рамках УМНОЦ совершенствует технологии добычи нефти и создает экологичную коммунальную технику

2021-05-26 16:32:05

Две разработки  АО «Курганский завод дорожных машин» вошли в число  проектов  Уральского межрегионального научно-образовательного центра «Передовые производственные технологии и материалы».  Курганский государственный университет, являясь координатором работы УМНОЦ в Курганской области,   19 мая провел пресс-тур, во время которого прошла презентация проектов для журналистов Уральского федерального округа.  Научные разработки Кургандормаша представил  заместитель главного конструктора по новой технике Андрей Харлов.

Первый   проект  предприятия — «Разработка единой системы контроля и управления комплексом оборудования гидравлического разрыва пласта (ГРП) при добыче нефти или газа»

 Гидравлический разрыв пласта (ГРП) — один из самых эффективных и сложных методов нефтеотдачи и увеличения притока нефти и газа к устью скважин. Метод заключается в создании высокопроводимой трещины в целевом нефтяном пласте для обеспечения притока нефти или газа к забою скважины.

Гидравлический разрыв пласта – это технологический процесс, который позволяет увеличить дебет нефтяных скважин. После его проведения нефтеотдача скважин увеличивается  до 3-4-х раз,  — уточнил Андрей Харлов.

Коллектив АО «Кургандормаш» ведёт опытно-конструкторские и технологические работы по созданию рабочих единиц технологического оборудования из состава флота ГРП. На завершающем этапе изготовление «Блендер-Смесительной установки» — основного и самого сложного оборудования из состава машин флота ГРП. 

Блендер-Смеситель — одна из комплекса машин, которая участвует в этом процессе. Она готовит специальную смесь, которую под давлением закачивают в скважину, чтобы увеличить нефтеотдачу скважин. В России нет ни одного завода-изготовителя, кто полностью имеет цикл разработки, сборки, изготовления данных машин в полном объёме. Есть предприятия, которые частично изготавливают отдельные узлы и производят  их ремонт. Мы взялись за этот проект. В завершающей стадии находится «Блендер-Смеситель». В этом году он пойдёт на испытания. На этой машине будет стоять система управления, которую мы хотим разработать в рамках НОЦ. К этой машине будут подключать от 10, а то и 30 машин из состава флота ГРП. Они будут выполнять один технологический процесс по заданной программе в зависимости от меняющихся условий управлять всем флотом, — сообщил Андрей Харлов.

Кроме того, разрабатываемое программное обеспечение от АО «Кургандормаш», будет иметь функционал для наблюдения за процессом развития трещины гидроразрыва пласта, для оценки технологических параметров при проведении ГРП и геометрических размеров созданной трещины. Но Кургандормаш намерен дополнить автоматическую систему управления и анализа, функцией разработки (написания) программы и проведения технологического процесса ГРП при добыче нефти и газа. Сейчас Российские нефтесервисные компании используют программное обеспечение иностранного производства. 

Разработка и внедрение такой интеллектуальной системы обеспечит Российской Федерации устойчивое положение на мировых рынках нефти и газа.

«Разработка дорожно-строительной и коммунальной техники с применением электропровода» — вторая тема, с которой Кургандормаш вошёл в состав участников УМНОЦ.

АО «Кургандормаш» осваивает производство дорожно-строительной и коммунальной техники с применением узлов электротрансмиссии привода шасси и привода навесного технологического оборудования. Завод также наладит производство необходимых типоразмеров электротрансмиссий и систем управления накопителями электроэнергии достаточной ёмкости.

— Как вы знаете, Курганский завод дорожных машин выпускает большую линейку дорожно-строительной техники – автогудронаторы, битумовозы, вакуумные подметально-уборочные машины и многие другие. Одна из наших последних моделей – колесный минипогрузчик «Термит», и мы планируем оснастить его электрическим приводом хода, то есть исключить из данной машины дизельный двигатель, топливные баки и другие системы, необходимые для работы двигателя. В дальнейшем мы хотим распространить идею и на основную линейку своей продукции, — прокомментировал  Андрей Харлов.

Также АО «Кургандормаш» планирует выпуск техники с электроприводом, которая будет работать в опасных для человека условиях. Это ликвидация последствий техногенных аварий, пожаров, разминирование и т.д. Оператор будет управлять данной техникой удалённо и выполнять все операции, не подвергая себя и окружающих какой-либо опасности, а электрический привод позволит использовать оборудование в ситуациях, когда нельзя будет использовать машины с дизельным или бензиновым двигателем.

К нам уже сейчас обращаются клиенты, которым нужен такого вида транспорт для работы на сложных участках, например, там, где водителю, оператору нельзя находиться, где запрещены выхлопы отработанного газа, то есть машины как раз на электроходу. Но сегодня такая машина в России не производится, в этом актуальность нашей разработки, — поясняет Харлов.

По его словам, часть работ выполнены, на данном этапе  подбираются определенные комплектующие, разрабатывается логика управления машиной.

— Ориентировочно от технического задания до реализации проекта проходит два года, это до выпуска основной продукции. В течение этих двух лет будет разработана конструкторская документация, выпущены опытные образцы техники, проведены все испытания, проведены внутризаводские испытания, а также —  в эксплуатирующих организациях, и далее будет поставлено на серийное производство, — пояснил Харлов.

Разработка и освоение дорожно-строительной и коммунальной техники с применением узлов электротрансмиссии позволит снизить объёмы выброса вредных выхлопных газов, шумность на дорогах, а также расходы на содержание и обслуживание оборудования у эксплуатирующих служб.

Справка: 

Уральский межрегиональный научно-образовательный центр «Передовые производственные технологии и материалы» создан в рамках национального проекта «Наука» для проведения прикладных научных исследований и разработок мирового уровня. Центр участвует в получении конкурентоспособных технологий и продуктов, их коммерциализации, а также подготовке кадров. В развитии УМНОЦ активное участие принимают ведущие вузы Свердловской, Челябинской и Курганской областей — УрФУ, ЮУрГУ и КГУ.

Курганский государственный университет —  ведущий вуз Зауралья,  образован путём слияния Курганского машиностроительного института и Курганского педагогического института Министерства образования Российской Федерации. Вуз является координатором НОЦ и стратегическим партнером проектов региона. 

Фото Николая Пушилина и Анастасии Дженикян 


Читайте также в рубрике